Свет в интерьере: кому выбирать?

Иногда можно услышать, что светильники в интерьерах исполняют ту же роль, что соусы в еде: правильно и с умом подобранный свет маскирует недостатки того или иного помещения, а успехи дизайнера в «приготовлении» интерьера прекрасно подчеркивает. Причем чем дороже и изысканнее «кухня», тем большее значение приобретают «соусы», тем они разнообразней и сложней.

Свет в интерьере

Сегодня в журналах и в Интернете можно найти множество дельных советов по дизайну интерьера от известных специалистов, так же, как и кулинарных рецептов от именитых шеф-поваров. И рекомендации по светодизайну и выбору моделей светильников, безусловно, входят в число наиболее интересных и увлекательных – многим захочется опробовать их на практике. Так какой же путь предпочесть: подбирать освещение самостоятельно, руководствуясь собственной фантазией и рецептами в журналах, или все-таки не заниматься «готовкой», а доверить световое оформление интерьера профессионалу?

Сам себе осветитель

В принципе, когда речь заходит о «дизайнерском» интерьере, само-стоятельность владельца в выборе освещения имеет определенные пределы. Конечно, можно по окончании ремонта поехать в специализированный салон и купить несколько светильников по своему вкусу: напольный торшер в гостиную, пару бра для спальни, настольную лампу в кабинет… Но так легко можно поступить только с «мобильными» светильниками, которым не нужна установка. Естественно, все осветительные приборы, требующие инсталляции и проведения сетей, приобретаются и устанавливаются заранее. Но это, впрочем, очевидный факт, не нуждающийся в обсуждении. Совсем другое дело – собственно дизайнерская, эстетическая сторона вопроса.

Подчас люди, не имеющие никакого профессионального отношения к сфере искусства или дизайна, обладают прекрасным художественным вкусом. Природное эстетическое чутье и общая культура могут в таких вещах оказаться важнее, чем специальные знания. Но дело в том, что собственный вкус поможет хозяину квартиры только в одном аспекте выбора светильника: не являясь профессионалом, можно подобрать модель торшера или лампы, которая будет выигрышно смотреться в качестве элемента художественного оформления помещения – наравне с какими-нибудь вазами или статуэтками. Однако заняться светодизайном в полном смысле этого слова – значит продумать направление световых потоков, взаимодействие естественного и искусственного света в разное время суток, изменения цветов интерьера под влиянием света, игру теней… Из журналов, конечно, можно почерп-нуть сведения о том, что длинные висячие люстры зрительно снижают потолок, что в спальне предпочтителен мягкий рассеянный свет, а на кухне нужно выделить светом рабочие зоны, что для больших помещений лучше использовать светильники прямого света и так далее. Все это советы полезные, но все-таки слишком общие и не раскрывающие всех потенциальных возможностей света изменить впечатление от данного конкретного интерьера – как в лучшую, так и, при неумелом применении, в худшую сторону. Нужно признать, что настоящий светодизайн под силу только опытному специалисту, знакомому с тонкими нюансами физической и эстетической жизни света и особыми оптическими хитростями, которые превращают самые простые по дизайну светильники в волшебные инструменты преображения пространства.

Специалисту виднее

Создавая квартиру своей мечты с нуля, хозяева, как правило, пользуются услугами «генерального» дизайнера, который предложит вариант планировки, определит разделение функциональных зон, выберет общий стиль оформления, цветовую гамму и отделочные материалы. Рано или поздно дело дойдет и до света. Лучше, конечно, рано, чтобы потом не пришлось менять или даже портить обстановку и декор ради проведения электричества и инсталляции неожиданно понадобившегося в определенном месте светильника. Светодизайн может стать важной составляющей облика новой квартиры. Для дизайнера, любящего и умеющего использовать световые эффекты, потоки и пятна света – это не дополнительный штрих, который наносится на уже готовую картину интерьера. Свет становится одним из основополагающих элементов, который создается и учитывается на самых ранних этапах работы над дизайном.

Главное преимущество, которое получает хозяин квартиры, полностью отдавая планирование пятен света и выбор моделей светильников во власть специалиста, – гармоничный результат. Получив такие полномочия, дизайнер сможет мыслить и действовать как художник, создающий законченное произведение искусства и, например, на этапе организации функциональных зон в квартире уже иметь в виду присмотренные заранее декоративные детали. Особая удача ждет хозяина, если он встретится со сработавшейся командой художников разных профилей: специалистов по керамике, резке по дереву, ковке металла. В таком случае основной дизайн-проект и указания главного дизайнера становятся отправной точкой для создания индивидуальных произведений прикладного искусства, которые вместе составят неповторимый интерьер. Авторский светильник – одно из лучших выразительных средств формирования уникального облика квартиры, тем более что разнообразие силуэтов и материалов здесь практически не ограничено.

Но надо учитывать и возможное негативное следствие полного доверия всей работы по световому оформлению квартиры дизайнеру: хоть в этом случае и высока вероятность стать владельцем интерьера, представляющего собой настоящее произведение искусства или даже шедевр, жизнь в этом шедевре, созданном чужими руками, некоторым может показаться неуютной. Причем предсказать такую реакцию, как правило, невозможно: каждому требуется личный опыт проведения ремонта и оформления квартиры, чтобы понять, что для него важнее: единство и продуманность стиля, созданного профессионалом, или присутствие в интерьере следа собственного участия.

Доверяй и сотрудничай!

Не что иное, как опыт, заставляет сегодня наших соотечественников, затеявших ремонт, принимать в нем все более деятельное и творческое участие. В последние пару десятилетий многие уже сменили по несколько квартир, приобретя бесценный опыт творческого преобразования интерьера. Научившись на неизбежных пробах и ошибках, люди и сами стали лучше разбираться в материалах, цветах и стилях, и приобрели навыки общения с дизайнерами. Есть счастливые заказчики, у которых сложился тандем с определенным дизайнером: после удачного опыта работы над одной квартирой его приглашают в следующую или в загородный дом. Заказчик и дизайнер при этом со временем превращаются в полноправных партнеров, которым интересно вместе выбирать предметы декора и искать художественные решения – даже такие сложные, как световые.

В одном из сетевых форумов, посвященных проблемам ремонта и дизайна дома, хозяйка новой квартиры, которая подобрала и разместила в интерьере оригинальные светильники совместно с дизайнером, признается, что личное участие было для нее важно психологически. Разумеется, всегда приятно смотреть на красивый и гармоничный плод собственных трудов. Но более того: по ее мнению, если тебя что-то не удовлетворит в полученном результате, всегда можно переделать, внести изменения. Напротив, если окажется, что дизайнер, получивший за свою работу большие деньги, в конце концов создал нечто не совсем понятное и далекое от твоего идеала, а ты, хозяйка, просто молча смотрела на эту «вещь в себе», – риск впасть в уныние гораздо выше…

Как показывает опыт, универсального способа выбрать для своего жилища самые удобные, стильные и оригинальные светильники не существует. Все зависит от предпочтений заказчика и отношений, которые сложились у него с дизайнером. Одни хозяева чувствуют потребность принимать в выборе деятельное участие, другим кажется более комфортным и естественным довериться специалисту и ждать готовых вариантов для одобрения. Главное, чтобы выбранный путь доставлял участникам процесса удовольствие. Тогда и настольная лампа, изготовленная по авторскому эскизу, и кухонный светильник, приобретенный в строительном гипермаркете, станут единым ансамблем, а самым важным будет общая гармония, а не история борьбы за цвета и материалы.

Текст: Светлана Шерстнева
Фотографии: Александр ГРЕКОВ

Комментарии

Сообщения не найдены

Новое сообщение