Узоры из стекла и камня

Мозаика как способ оформления интерьера известна еще с III века до нашей эры: панно, выложенные из разноцветных камней, украшали дворцы и дома богатых горожан Древнего Египта. Сегодня она является популярной и дорогостоящей техникой дизайна помещений, в которой используются такие материалы, как стекло, керамика, камень, металл.

мозаикаСлово «мозаика» происходит от латинского musivum, что означает «служение музам». Действительно, картины, выложенные из мельчайших кусочков стекла или смальты, как древние, так и современные, свидетельствуют о вдохновении, посетившем их создателей. Исторически сложились две технологии мозаики: римская, выполняемая из мелкоразмерных кусочков смальты и камня, и флорентийская, основанная на сочетании различных сортов мрамора, тщательно подобранных по цвету и идеально пригнанных друг к другу.

В Древнем Риме мозаику использовали для украшения любых мало-мальски значимых сооружений — городских и загородных вилл знати, городских терм, дворцов. Основными материалами служили кубики смальты и камня. Трудоемкая технология оправдывала себя не только художественной ценностью изображений, но и долговечностью. Многие композиции пережили своих создателей, а некоторые сохранились до наших дней — их можно увидеть в музеях. Сцены из древних мифов, забавные бытовые сюжеты, иллюстрации к историческим событиям — все эти творения античных мастеров и сегодня поражают воображение.

Новый расцвет искусства мозаики пришелся на эпоху Византийской империи. В величественных храмах Константинополя использовалась смальта золотистых оттенков, создающая впечатление пышности декора и таинственности одновременно.

Флорентийская мозаика появилась в XII веке совершенно независимо от древних технологий. Как это ни парадоксально, она была заимствована из мебельного производства: в те времена особым шиком считались предметы мебели, инкрустированные деревом различных сортов, контрастным или близким по оттенку. По такому же принципу стала выполняться отделка полов и стен — разноцветные тонкие пластины натурального камня плотно подгонялись друг к другу, образуя единый ковер. Мастера работали в основном с мрамором и яшмой, относительно легкими в обработке, имеющими богатый рисунок.

мозаикаВ России появление мозаики связано с именем Михаила Ломоносова.

Великий ученый возродил смальтовую технику, забытую со времен античности, он изобрел способ получения высокоплотного непрозрачного цветного стекла. В XVIII веке в России были распространены оба вида мозаики — римская и флорентийская. Развитие последней было связано с разработкой каменных месторождений на Урале. Это дало возможность применять в композициях полудрагоценные камни: малахит, лазурит и другие. По флорентий­ской технологии отделывали не только плоские поверхности, но и архитектурные элементы сложной формы — колонны, своды, пилястры, предметы декора.

Богатый на художественные открытия XX век принес свое понимание древнего искусства. Мозаика по-­прежнему была популярна, особенно в интерьерах стиля модерн. Однако изменился почерк изображений: они стали более динамичными, свободными, полихромными. Экспериментировали и с материалами. Например, известный архитектор Антонио Гауди включал в свои мозаичные композиции любые элементы вплоть до металлических пробок от бутылок, осколков битого стекла и черепков керамики. Он же расширил сферу применения мозаики, перенеся ее из залов на открытый воздух — в декор фонтанов, скамеек, сказочных фантастических скульптур.

Сегодня мозаика также присутствует в интерьерах и на открытых площадках, прежде всего в декоре бассейнов. Ассортимент материалов и технологий позволяет воплощать в жизнь самые смелые решения.

Материалы и технологии

мозаикаК традиционным для мозаики материалам — натуральному камню и смальте — сегодня добавляются другие, например так называемое венецианское стекло, керамика и керамогранит, металл, морская галька… Однако обо всем по порядку.

Камень и смальта — излюбленные составляющие наиболее репрезентативных мозаичных интерьеров, так как они являются самыми дорогостоящими. Популярность натурального камня, особенно мрамора, объясняется тем, что каждый элемент имеет свою неповторимую структуру и мозаичное изображение оказывается единственным в своем роде. Такой вид мозаики широко применяют при отделке стен и полов любых помещений начиная от залов и заканчивая ванными комнатами. Кроме обычного камня специалисты имеют дело с искусственно состаренным. Он стоит несколько дороже, однако создает достоверное впечатление римских терм или атриума.

Смальта, технология получения которой известна с древних времен, представляет собой очень плотное непрозрачное стекло, которое будто бы светится изнутри. Сегодня она производится путем обработки стекла оксидами различных металлов при нагревании его до высоких температур. Смальта привлекательна не только своими декоративными качествами, но и прочностью, устойчивостью к влаге, низким температурам и химическим веществам. Поверхности, выложенные из нее, долговечны. Универсальность материала позволяет применять его на любых объектах, в том числе и в открытых бассейнах.

Стеклянная и керамическая мозаика дешевле каменной и смальтовой в среднем на 40–50 %. Венецианское стекло, водостойкое, ударопрочное и устойчивое к воздействию как низких, так и высоких температур, является самым распространенным материалом. Квадратные элементы, из которых выкладывается мозаика, имеют небольшие размеры — от 10 до 50 мм в длину и ширину. Цветовая палитра широка — от теплых оранжево-красных тонов до холодных ультрамариновых и зеленых.

мозаикаОсобенно интересна стеклянная мозаика, изготовленная по сложным технологиям. Это могут быть элементы с цветным дном и прозрачным верхом, с золотистыми прожилками, с мерцающими искрами и т. д. Стеклянная мозаика с успехом применяется как в декоре стен, колонн, столешниц, так и в отделке помещений с повышенным уровнем влажности — ванных комнат и бассейнов.

Керамическая мозаика обычно имеет глазурованную поверхность, что повышает ее декоративность. Форма элементов, как правило, прямоугольная, хотя встречаются и более сложные коллекции, например изображающие морские камни или черепки разбитых античных ваз. Керамогранит отличается от обычной керамики большей прочностью, что распространяется и на мозаичные поверхности из него. С помощью металла создают авангардные композиции в стиле high-tech, хотя основной фон в них все же образует мозаика из камня или стекла.

Что касается технологий, то на сегодняшний день известны техники прямого и обратного набора. Прямой набор применяли еще в Древнем Риме и Византийской империи: кусочки мозаики вы­кладывали непосредственно на поверхности стены или пола и закрепляли в растворе. Сейчас такой технологией, требующей художественного вкуса, мас­терства и огромных затрат времени, пользуются при создании авторских композиций.

При обратном наборе изображение выкладывают на кальку лицевой стороной вниз, а после закрепления композиции с тыльной стороны лицевая часть проходит финальную обработку — ее шлифуют, полируют. В несколько измененном виде данную методику применяют при масштабных отделочных работах. Мозаика поступает на место строительства в матрицах 30х30 см с бумагой на лицевой или сеткой на тыльной стороне, которые наклеивают на поверхность с помощью специальных составов. После укладки бумагу удаляют, открывая мозаичное изображение.

Важным этапом работ является подготовка поверхности. Ее необходимо выровнять, для чего делают растворы с армирующими добавками, увеличивающими прочность крепления. Такая мера предотвращает в будущем скалывание мозаичного слоя и появление трещин. При отделке бассейнов и ванных комнат обязательным предварительным этапом считается гидроизоляция основания. Наиболее сложны в работе криволинейные поверхности. Они требуют особенно тщательной разметки, чтобы части рисунка мозаики совпали друг с другом. Что касается длительности работ (при обратном наборе, не принимая во внимание сложные авторские панно), то они могут занимать от нескольких дней до нескольких недель в зависимости от метража основания и особенностей материала.

Декор и стили

Одно из важнейших преимуществ мозаики по сравнению с другими отделочными материалами заключается в огромном выборе вариантов декора — от простейших однотонных поверхностей до сложных орнаментов и рисунков на различные сюжеты.

Есть несколько простых путей, много раз проверенных временем. Один из них — хаотичное смешение мозаичных элементов близких тонов. В итоге получается полотно с интересной фактурой, которое никогда не наскучит взгляду.

Более сложный вариант, который тоже встречается довольно часто, — цветовая растяжка. Например, при отделке бассейна дно и низ стенок выкладываются темно-синей мозаикой, а ближе к верху ее цвет постепенно смягчается до светло-голубого. Такое решение не только визуально красиво, но и создает иллюзию большей глубины чаши, чем есть на самом деле. Растяжки чаще всего применяют именно при декоре вертикальных поверхностей, позволяя зрительно менять высоту и пропорции помещения.

мозаикаПромежуточный вариант как по цене, так и по сложности и длительности исполнения — это мозаики с одиночными рисунками или орнаментами на однотонном фоне. Флористические и морские мотивы одинаково выигрышно смотрятся и в парадных залах, и в приватных помещениях вроде ванных комнат.

Но, конечно, мозаика не была бы мозаикой, если бы не позволяла создавать сложные многоцветные панно. Их можно конструировать двумя способами. Первый из них назовем условно промышленным. Специальные компьютерные программы, которые есть у компаний, специализирующихся на произ­водстве и продаже мозаики, дают возможность сначала разложить кусочки камня или смальты на экране по практически любому эскизу, а потом уже во­плотить задумку в жизнь. Любимые сюжеты подобных композиций — вариации на тему классики и античности.

Ручной способ заключается в вы-кладывании мозаики методом прямого набора по эскизу (акварельному или карандашному наброску), который выполняет сам художник. В ходе работы композиция может меняться — все зависит только от вдохновения. Стоят такие панно весьма и весьма недешево, но зато создаются в единственном экземпляре.

Мозаика сочетает в себе принципы живописи и архитектуры и в то же время является самостоятельным видом искусства. В этом — секрет ее непреходящего обаяния.

Автор: Александра Пономарева

Комментарии

Сообщения не найдены

Новое сообщение