Подушка любимая и нежная

Человек придумал подушки очень давно. Наиболее ранние их изображения, дошедшие до нас, — древнеегипетские. Подушки сопровождают нас с самого начала жизни. Они являются символом тепла, обустроенности, дома. И даже в последний путь мы уходим с подушкой.

Подушка

Были времена, когда именно по количеству подушек определяли уровень достатка в доме. Их складывали на кроватях горкой. В хозяйской спальне в зажиточной семье подушек было так много, что приходилось ставить специальную скамью, чтобы переложить на нее лишние, когда хозяева ложились спать.

Позже, когда в быт стали входить жесткие кресла и диваны, появились диванные подушки. Они явились прообразом современной обивки и считались вещью сугубо функциональной. С приходом мягкой мебели они не исчезли за ненадобностью — напротив, превратились в элемент интерьера, иногда даже в произведение искусства, как картина на стене или статуэтка на полочке. Кстати, в русской усадьбе подушки чаще всего были образцом барского рукоделия: их клали осовременить, омолодить интерьер. И наоборот: пышность, помпезность можно легко задать обилием парадных подушек с дорогим заметным прикладом.

Подушки любимы всеми. Их кладут на диваны, кресла, кровати и стулья, даже на пол. Они настолько разнообразны, что каждый вправе выбрать такую штучку в соответствии со своим вкусом — большую или маленькую (думку), мягкую или пожестче. Кстати, стандартная диванная подушка имеет размер 40х40 см, однако на современные огромные диваны прекрасно ложатся и 80-сантиметровые экземпляры, а декоративная думка может быть 15–20-сантиметровой. Валики в зависимости от места их расположения различают по размеру: на кровати два валика, лежащих друг за другом, занимают всю ее ширину; диванные — поменьше, а вот кресельные — совсем небольшие и более мягкие, чтобы было удобно прислониться спиной.

Незаслуженно забыты напольные подушки. Они жесткие, похожие на маленькие пуфики, но без деревянной основы. В роскошной спальне, в каминном зале, в кабинете такая вещь должна быть обязательно, ведь в отличие от американцев представители европейской культуры ноги на стол не кладут, а табуреты для ног по совершенно непонятным причинам у нас не прижились.

Подушки шьют из разных тканей. В наше время в ход идут не только традиционные бархат, гобелен, портьерное полотно, но и такие неожиданные материалы, как войлок, искусственный и натуральный мех, кожа, тончайшая органза, бархат на шифоне, гипюр. Выбор ткани стилистикой интерьера практически не обусловлен. Грамотный дизайнер сумеет любой материал адаптировать к заданному окружению. Из кожи, нередко воспринимаемой как принадлежность современного интерьера, можно создать весьма интересные подушки в восточном ключе, а при использовании золотой вышивки — солидную классику. Бархат же, декорированный люверсами, кожаными застежками, выглядит едва ли не авангардно.

Ажиотаж вокруг подушек толкнул дизайнеров на эксперименты: к привычным шнурам, тесьме, бахроме, пуговицам, используемым в отделке подушек веками, сегодня добавили люверсы, стразы, камушки и ракушки, термопечать, даже сухоцветы. Какие из новых способов отделки приживутся, найдут понимание хозяев домов, покажет время, однако сами попытки уйти от стандарта свидетельствуют о том, что у подушки большое будущее и огромные возможности, о которых мы, вероятно, еще не знаем.

ПодушкаНадо заметить, что даже при таком разнообразии видов декора традиционная вышивка не только не затерялась, а наоборот, стремительно возвращается на лидирующие позиции.

Классическая подушка — это подушка, вышитая вручную. Надо заметить, что вышивка нитками мулине в декоре подушек не пользуется популярностью. Зато вышивка шерстью воспринимается российским потребителем как нечто заведомо дорогое и высококачественное (возможно, потому что в Советском Союзе шерсти для вышивки просто не было). При этом традиционно высокое российское качество ручной работы наших мастериц сохраняется.

Вышитые вручную изделия приносят в дом ощущение устойчивости, традиционности, спокойствия. Представьте: холодный зимний вечер, горит камин, у ног примостился любимый пес, под рукой подушка — мягкая, теплая, выполненная мастером специально для вас.

Сегодня с развитием новых технологий машинную вышивку все активнее используют при оформлении жилища. Причем наиболее интересны не серийные изделия, выполненные промышленным путем, а вещи индивидуальные, созданные для конкретного заказчика. Ведь при наличии в вышивке мотивов, уже представленных в интерьере, (например, помещенного на однотонную ткань элемента рисунка набивной ткани-компаньона либо воспроизведенного в вышивке орнамента росписи, обивки, лепнины, резьбы по дереву), разрозненные элементы декора объединяются, создавая гармоничное целое.

Отдельный разговор о бисере. Интерьер середины XIX века трудно даже представить без бисерных украшений. Шкатулочки, кошельки, мундштуки, подстаканники, подушечки, сделанные хозяйкой дома и ее дочерьми (вышивание бисером считалось дворянским рукоделием), занимали не последнее место в предметном декоре жилища. Потом бисер почти на полтора века был отодвинут на задний план. Несколько лет назад дизайнеры вспомнили о нем, и возник настоящий бисерный бум. Ведущие производители изделий декоративно-прикладного искусства уже предложили в своих коллекциях образцы шнуров, бахромы, кистей, украшенных бисером. Надо помнить, что бисерные изделия, предназначенные для отделки домашнего текстиля, отличаются своими свойствами от бисерных украшений: шнур должен быть более гибким, бахрома — не только обладать особой прочностью, но и иметь возможность быть вшитой в торец подушки. Однако вещи с использованием бисерной отделки вы-глядят настолько дорого и необычно, что интерес декораторов к бисеру, видимо, еще впереди.

Так что обилие в доме подушек и их дизайн говорят о стремлении его обитателей к уюту, комфорту, теплой домашней атмосфере. Дом становится более живым и эмоциональным. Не случайно богатые из известного телесериала плачут (да и смеются) в окружении большого количества подушек, разложенных на диванах, креслах и брошенных на пол. Дизайнер, работавший над сериалом, прекрасно понимал: подушка для зрителя — символ дома как противоположности офису, знак того, что герои открыты перед нами, а их чувства — искренни.

Оксана Радзевич

Комментарии

Сообщения не найдены

Новое сообщение